Отличительными чертами исполнительского мастерства Роя Смека были артистизм и безупречность.

Начавший с главной роли в варьете, снявшийся в музыкальных короткометражках, записавший невероятное количество песен и оригинальных композиций, “Чародей струн” пленил сердца и умы слушателей более чем на шесть десятков лет. Усердный преподаватель Рой Смек взрастил новое поколение исполнителей, играющих на укулеле, благодаря тому, что составил собственные самоучители игре на укулеле, вел обучающие радиопередачи и давал частные уроки.

Рой Смек родился 6 февраля 1900 г. в г. Рединг, штат Пенсильвания. Он стал самоучкой-виртуозом по игре на струнных инструментах, в свои молодые годы играл на банджо, гитаре, гавайской стил-гитаре и укулеле в театре варьете. В 1920-х гг. он начал записывать пластинки и появлялся в коротких музыкальных фильмах студии Warner Brothers, поражая всех своим уникальным стилем на грани джаза, кантри и гавайской музыки. Его потрясающий стиль и мастерство заслужили ему прозвище «Чародей струн».

В конце 1920-х гг. компания Harmony выпустила фирменную укулеле Vita-Uke и серию других моделей укулеле, гитар, гавайских гитар, стил-гитар и банджо с автографом Роя Смека. Он написал множество самоучителей и методический пособий по игре на всех этих инструментах, а также записал несметное количество мелодий для укулеле. Смек не переставая музицировал, практически всегда и везде, и всегда любил по пути заглянуть в местные музыкальные магазинчики, чтобы бесплатно продемонстрировать свою Vita-Uke.

В 1926 г. Рой Смек снялся в одном из первых звуковых фильмов студии Warner Brothers/ Vitaphone.

Vitaphone предоставили звуковую систему, которая синхронизировала движущуюся картинку с записью с аудио-диска на скорости 33 1/3, и принцип ее работы основывался на раздельной записи и воспроизведении звука и изображения. Первым звуковым фильмом, получившим известность на всей территории США, был «Дон Жуан» с Джоном Бэрримором в главной роли, и вместе с «Дон Жуаном» вышли несколько коротких развлекательных видео, включая «Его забавы» («His Pastimes») с Роем Смеком. «Забавы» мгновенно сделали Смека знаменитостью и положили начало шести декадам его популярности как исполнителя на банджо, гитаре, стил-гитаре и укулеле.

Среди самых ярких музыкальных фильмов с Роем Смеком стоит упомянуть поистине уникальное выступление с Рассом Коломбо в That Goes Double (1933), где экран был поделен на 4 части и в каждой из них Смек одновременно играл на стил-гитаре, тенор-банджо, укулеле и шестиструнной гитаре.

Смек выступал на инаугурационной церемонии президента Ф.Рузвельта в 1933 г, коронации Георга VI в 1937 г, а также гастролировал по таким странам как Шотландия, Ирландия, Германия, Япония, Исландия, Гренладия, штат Аляска, Канада, Пуэрто Рико и конечно же Гавайи. Он появлялся на телевизионном экране с Эдом Салливаном, Стивом Алленом и Джеком Пааром.

Рой Смек сделал свыше 500 записей для таких студий как Edison, Victor, Columbia, Decca, Crown, RCA и других. Многие из них на пластинках 78 об/мин, другие можно найти на долгоиграющих грампластинках.
В дополнение к сольной карьере, Смек также играл на совместных сейшнах с именитыми кантри-музыкантами Верноном Далхартом и Карсоном Робинсоном, и в 1930-х гг. сформировал собственную группу под названием the Vita Trio. В 1970-х гг. американский лейбл Yazoo, специализировавшийся на местной музыке, выпустил серию ранних записей Смека.

Документальный фильм «Чародей струн» о Рое Смеке и его карьере, выпущенный в 1985 г Аланом Эдельстайном и Питером Фридманом, был номинирован на звание Лучшего короткометражного документального кино на Премии Академии кинематографических искусств и наук США и получил Студенческий Оскар.
Умер Рой Смек в 1994 г в Нью-Йорке в возрасте 94 лет.

Поделиться

Вам также может понравиться