И снова здравствуйте! Сегодня мы говорим о таком направлении в музыке как блюз и в продолжение к предыдущей статье мы также, будем говорить об импровизации в блюзе. А импровизация дорогие друзья основная составляющая джаза, основой для которого был блюз. О том что такое джаз и блюз можно говорить бесконечно и вряд ли тут хватит одной или двух статей для того чтобы рассказать о них. Но все таки…

Что такое блюз? Бытует мнение, что блюз это медленная, грустная музыка, под которую в американских барах покачивают головой и притоптывают в такт.

С этим можно согласиться, но это не совсем так, потому что блюз можно играть под любой темп. Быстрый или медленный, мелодия и ритм могут быть даже танцевальными (ритм-энд-блюз) и кроме того блюз имеет большое количество направлений среди которых дельта-блюз, чикагский блюз, соул блюз, ритм-энд-блюз, техасский блюз и т.д. Но изначально блюз был грустным. Эту музыку играли чернокожие работники каменоломен и хлопковых полей. Среди них были талантливые музыканты-самоучки, которые играли на инструментах напоминающие банджо и гитару, кто-то даже играл на фортепиано.
Они пели о своей нелегкой доле, о своих переживаниях и несправедливости в мире. Самое первое направление блюза это дельта блюз – музыка, которая появилась на юге Америки в начале двадцатого века в африканской общине в дельте реки Миссисипи. Вообще-то, слова blues не существует в английском языке, это слово имеет различную историю, но больше всего известна версия как Blue Devils сокращенное в Blues. Blue переводится как грустный или голубой, а Devils – дьяволы. Грустные дьяволы, так называли тех, кто играл эту музыку. Позже блюз распространялся по югу Америки и проникал в глубины континента. Блюзом заинтересовались музыканты инструменталисты и его начали играть в оркестрах.
Одним из первых интерпретаторов инструменталистов стал гений джаза Луи Армстронг известный исполнением своей версией «блюза западной окраины» написанной джазовым пианистом и композитором Кларенсом Уильямсом. Блюз развивался и принимал различные формы, но его простая структура сохранилась до сих пор. Это двенадцать тактов, четыре такта из которого очень часто играются в тонической гармонии, два такта на субдоминанте и тонике и по два – на доминанте и тонике, также известно как «блюзовая сетка».
Что касается импровизации в блюзе, то существует блюзовая гамма, в которой к обычной минорной пентатонике добавляется одна “грустная нотка” – полутон между третьей и четвертой нотой. Она также известна как пониженная пятая ступень.

Импровизация – главный козырь в руках гениального гитариста. Одним из таких примеров был Райли Би Книг известный как B.B.King .

Король блюза, так его прозвали поклонники этого жанра за его неповторимый стиль игры гитарного соло, повлиявшего на целые поколения исполнителей блюза на электрогитаре. Он играл со своим бэндом состоящий из девяти человек, а в Онзи Хорн оказывал содействие при создании аранжировок. Как признался сам B.B.King у него возникали проблемы при игре аккордами и поэтому он всегда полагался на импровизацию. Как говорится простота это наивысшая форма величия, блюз прост и в то же время не каждому он дается так легко.
С этими словами мы заканчиваем наше короткое путешествие в мир музыки, в котором царил блюз. А напоследок хочу напомнить, что “грустные дьяволы” и по сей день покоряют сердца музыкантов и ценителей инструментальной музыки, увеличивая количество поклонников этого замечательного жанра.

Поделиться

Вам также может понравиться