Длительность нот и их обозначение. Табулатура. Часть вторая

В этом уроке мы поговорим о длительности нот, их обозначениях

Когда вы слушаете музыку, вы чувствуете пульс этой музыки. Хлопайте в ладоши на любой звук, он будет состоять из определенных последовательности нот и ударов.

Каждый музыкальный звук имеет свою длительность и она относительна. Она зависит от темпа музыки.

Основные длительности нот

Существуют: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Целая нота – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».

Счет идет на каждый первый звук (1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4)

Половинная нота– это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же, как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).

Счет идет на 1-ую и на 3-ю вторую ноту из 4-х, (1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4).

Пример половинной (незакрашенный кружок со штилем) и целой ноты (простой незакрашенный кружок). Частота ударов в минуту -110 ударов:

Четвертная нота  – длительность её в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой нотой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.

Счет можно вести поочередно считая 1, 2, 3, 4 на каждый звук.

В примере схематично и в формате аудио будет указана четвертная нота.

 

Восьмая – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота — это половина четвертной, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро). Добавляем между цифрами букву «и». Счет идет на каждый звук (1, и, 2, и, 3, и, 4, и, 1, и, 2, и, 3, и, 4, и)

На заднем фоне, при помощи метронома, каждая первая нота из 4 выделяется. Данный звук разбивает звуки, для удобства по 4 удара, чтобы вы смогли из разделять. Это называется такт 4\4. В примере сверху, частота ударов в минуту -110 ударов.

В этом примере звуки можно играть на укулеле как движением вверх так и движением вниз, разницы нету.

Шестнадцатая – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот.

По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины). Удобней считать разбив мысленно 16 по четверкам. Считаем 1,2,3,4 и таких 4 раза.

В аудиопримере вначале идут четвертные ноты, после чего идут восьмые ноты и в конце шестнадцатые. Частота ударов в минуту -70 ударов.

В схеме, во втором такте восьмые объединены в группу по два, и в третьем такте шестнадцатые так же в группы, только с двумя ребрами сверху.

Во многих стандартных табулатурных обозначениях не указываются длительности нот в том виде, о которых мы рассмотрели сверху, поэтому мы рассмотрим один из видов, как понять какая перед вами нота по длительности.

Табулатура — это практически та же нотная запись, которая схематично представлена рабочими элементами музыкального инструмента: струнами и ладами с помощью цифр и специальных символов!

В примере, четвертные ноты указываются вертикальными линиями снизу:

Половинные ноты, указываются короткими линиями:

Восьмые и шестнадцатые ноты указываются в похожем стиле, как в предыдущих, первые соединены между собой одной линией, а вторые двумя:

Такт

Каждая табулатурная (и нотная) запись разделена на такты. Можно сказать, что такт — это минимальный отрезок музыкального произведения. Такты разделяются тактовыми чертами. В конце табулатурной записи ставится двойная тактовая черта (заключительная тактовая черта). Иногда в табулатурах такты пронумерованы (для удобства).

В этом уроке мы ознакомились с обозначениями, длительностью нот на табулатуре и затронули тему такта.

Вышеизложенный материал необходимо перечитать два и более раза, чтобы основательно понять различия каждой из нот и как они обозначаются.

Тренируйтесь на своей укулеле как в аудиопримерах и у вас всё получится!

Ждите следующих уроков по этой части, вы не останетесь равнодушными!